Завод по производству:
  • Товарного бетона
  • ЖБИ изделий
  • Асфальтобетонных смесей

Факс

8(48753)6-96-53

Команда «Монолит-ресурс» помогает разобраться в асфальте: видах, составе, маркировке

Методы укладки асфальтобетона и его характеристики

Асфальтобетон изготавливается искусственно в промышленном производстве. Материал применяется в строительстве дорожных полотен городского и междугороднего значения, автобанов, тротуаров, детских площадок, территории двора, паркингов и других подобных проектов. Для каждой сферы применения требуется отдельная смесь асфальтобетона. На практике используются десятки разных видов со своим разработанным составом и рядом характеристик. Команда «Монолит-ресурс» собрала информацию о существующих смесях и сферах их применений. А также подготовила рекомендации о том, как выбрать подходящий материал для проекта.

Виды асфальтобетона

Тип материала определяется не одной характеристикой, а комплексом параметров. В соответствии с этим существует несколько разных классификаций:

  1.     Тип заполнителя (состав).    Допустимая и обязательная температура при производстве и укладке.
  2.     Степень пористости, уровень плотности сцепления компонентов.
  3.     Зернистость.
  4.     Тип материала.
  5.     Марка смеси.

Каждый из этих критериев влияет на характеристики асфальта. Соответственно отличается и назначение определенного вида смеси. Даже при реализации одного проекта на одной территории применяются разные типы материалов. При укладке полотна часто используют несколько видов смесей.

Заполнитель (состав)

В зависимости от внутреннего заполнителя отличают три вида асфальта:

  1.     Песчаный. Используется для перекрытия участков с небольшой нагрузкой транспорта. К таким участкам относятся: зоны для пешеходов, тротуары и площадки во дворах. Песок –материал, который недорого стоит, при этом имеет низкие эксплуатационные характеристики. Но вполне подходит по характеристикам для укладки территории, которая не будет повергаться нагрузке от транспорта.
  2.     Гравийный. Это качественный заполнитель, но почти не используется на практике, так как в качестве аналога применяется щебенка. Гравий задействовали для укладки тротуаров, площадок для пешеходов, дорог, так как имеет достаточные характеристики износостойкости, прочности. Поэтому этот вариант подходит для обустройства дворов, участков рядом с жилыми зданиями, магазинами, офисами. Но не применяется для дорожного полотна I и II категорий.
  3.     Щебеночный. Это наиболее качественный заполнитель, позволяющий достичь самых высоких эксплуатационных характеристик покрытия. Полотно с щебенкой рассчитано на применение в условиях интенсивных и сильных транспортных нагрузок. Заполнитель используются для укладки дорог любых видов, в строительстве аэродромов. Можно применять в монтаже территорий для пешеходных зон, но с экономической стороны это не выгодно. Слишком большие затраты для предполагаемой нагрузки. Состав щебеночной асфальтобетонной смеси может быть только щебеночным или щебеночно-мастичным. Для массы первого типа применяются камни твердых горных пород, которые служат прочным каркасом для любого покрытия. В щебеночно-мастичную массу добавляются волокнистые вещества, например, волокна целлюлозы. Это служит дополнительным армированием, создает хорошую пластичность и плотность материалу.

Тип асфальта и характеристики материалов

Вид материала определяется не только типом наполнителя, но и его количеством в процентном соотношении к другим веществам. От этого материала зависят характеристики массы и готового дорожного полотна, а также сфера применения асфальта. Классификация по количеству наполнителя:

  •     Тип А. В массе содержится 55-65 % камней. Такой асфальт называется высокозернистым. Масса укладывается по горячей технологии.
  •     Тип Б. В массе находится меньше камня (45-55 %). Такой состав универсальный, так как можно укладывать холодным и горячим методами. Для холодного монтажа на упаковках материала стоит отметка «Х», обозначающая маркировку.
  •     Тип В. Асфальт содержит 35-45 % камней. Такой состав также используется для горячей и холодной укладки.
  •     Тип Г. В состав массы добавляется много песка, который добывается при обработке горных пород, дробления и просеивания камней. Готовый асфальт не имеет высокого уровня прочности, но является износостойким. Поэтому сфера использования массы ограничивается пешеходными зонами и участками с минимальной транспортной нагрузкой.
  •     Тип Д. Асфальт относится к песчаным категориям материалов, изготавливается в ходе дробления и обработки горных пород.

Каждый вид материала применяется для конкретной цели, а также влияет на стоимость работы по укладке дорожного полотна.

Температурный режим при укладке асфальта

Для каждого типа асфальтобетона существует своя технология укладки, требования к составу. Это является основой для классификации по температурным нормам при монтаже полотна. Существует три категории по этому признаку:

Первая - горячая технология

Этот метод является основным при укладке дорожного полотна, предназначенного для высоких и средних нагрузок от движения транспорта. Это наиболее популярный и доступный метод, так как стоимость работ наиболее низкая в сравнении с остальными, а прочность готового покрытия высокая.

Особенности технологического процесса: согласно СНиП, массу нужно нагреть до 120-130 градусов, при укладке температура смеси не должна становится ниже 100 градусов. Есть требования и к условиям окружающей среды: температура воздуха 5 градусов и выше, воздух должен быть сухой. Поэтому дорожные работы должны проводится в теплое время года, когда нет морозов и осадков. Технологический процесс состоит из нескольких этапов:

  •     Разогревается битум в отдельной емкости. Затем в разжиженном виде его переливают в смеситель с заранее приготовленными остальными компонентами: минеральный порошок, песок и щебень. Работа проводится до выезда на место укладки дороги. Чтобы масса не застывала, смеситель постоянно вращается, пока не доедет на место.
  •     Основание заранее подготавливается: очищается от пыли, мусора, обломков камней и других отходов. Асфальтобетонная смесь выливается на место монтажа, сразу равномерно распределяется и разравнивается. Работу выполняет оборудование – асфальтоукладчик, так как масса имеет высокую температуру и значительный вес. Обязательно соблюдается норма толщины в 5 см.
  •     Распределенный слой асфальта плотно утрамбовывается вибрационным катком или ручным инструментом, если это небольшая латка на дороге или площадка с маленькой площадью. Поверхность бывает необходимо укрепить, тогда укладывается второй слой также в 5 см. Между каждым слоем располагается геосетка для дополнительного армирования, выполняется пропитка битумной эмульсией для повышения адгезии между материалами.

Следующая технология – холодная

Холодная технология укладки асфальта - способ залатать ямы

Задействуется, когда необходимо провести локальный ремонт небольших ямок в течение всего года, а также для укладки полотна на небольших территориях, дорогах, которые не подвергаются сильной транспортной нагрузке. При холодной технологии битум не нагревается, а разжижается при помощи растворителя. Поэтому работы можно выполнять даже в не сильный мороз. Основные этапы:

  •     Удаляется крупный мусор.
  •     Края ямы обрезаются ручными инструментами для выравнивания и улучшения процесса адгезии со свежим асфальтом. Обрезка выполняется под прямым углом.
  •     Удаляются мелкие загрязнения: пыль, песок, остатки после обрезки асфальта. Ее выдувают потоком воздуха под давлением или смывают водой. Разрешается проводить работы, если на дне будет немного воды.
  •     В глубокую яму дополнительно засыпают щебень, чтобы увеличить прочность и сократить расход массы асфальта.
  •     Для увеличения адгезии края дополнительно обрабатываются жидким битумом.
  •     Укладывается первый тонкий слой холодной массы толщиной 5 мм и 1 мм для утрамбовки.
  •     Смесь трамбуется ручным способом или при помощи оборудования. Допускается, чтобы новая заплатка немного выступала над общим уровнем дороги, так как со временем она укатывается.
  •     Чтобы колеса автомобилей не прилипали к свежей массе и не повреждали ее.

Есть некоторые ограничения в применении: нельзя укладывать дороги с высокой нагрузкой от транспорта и больших площадей.

Последняя технология – литой асфальт

Это масса, которая не требует утрамбовки. Состав асфальта обеспечивает высокие показатели по физическим и механическим факторам. Масса представляет собой жидкое вещество, которое застывает после укладки. Перед монтажом полотно нужно разогреть до 190-230 градусов.

Хотя технология укладки очень удобная, она не распространена в России, так как технология производства и укладки сложная и дорогостоящая. В пропорциональном соотношении асфальт состоит из 10 % битума, 20-30 % минерального порошка. Используются песок и щебень высокого качества. Укладка осуществляется специальной техникой только в теплую и сухую погоду.

Пористость

По степени пористости бывают:

  •     Высокопористый (10-18 %).
  •     Пористый (5-10 %).
  •     Плотный (2,5-5 %).
  •     Высокоплотный (1-2,5 %).

Из высокопористых создается основание для повышения устойчивости при нагрузках. Для достижения нужной степени прочности верхний слой состоит из плотных и высокоплотных составов.

Зернистость

Определяется по величине фракций. Песчаные всегда относятся к мелкозернистым. Щебень обрабатывается на мелкие и крупные фракции. Классификация:

  •     Мелкозернистые (до 20 мм). Это дробленый гравий и щебень. Используется для укладки верхнего слоя асфальта поверх крупнозернистого для обеспечения высокой плотности готового покрытия, заполнения пустоты.
  •     Крупнозернистые (до 40 мм). Применяется для укладки основания, всегда дополняется мелкозернистыми смесями.

Марка

Зависит от использованного бетона, который имеет разные характеристики в зависимости от использованных материалов. Каждая марка подходит для решения конкретных задач. Классификация:

  •     Марка 1. Это разные смеси, отличающиеся высокой прочностью. Обязательно дополняются щебнем, битумом, кварцевым песком, минеральным порошком. Они наиболее дорогие, подходят для подготовки основания.
  •     Марка 2. Материалы более низкого качества, подходят для решения любых проблем: строительство автомобильных дорог, ремонта, тротуаров парков, дорожек.
  •     Марка 3. В составе щебень, в итоге масса плотная, но не слишком прочная. Используется для ремонта и укладки территорий, не подвергающихся высоким нагрузкам от машин.

Толщина асфальта

Выбор толщины асфальта зависит от его назначения

Это зависит от участка, который нужно асфальтировать. Тротуар можно укладывать толщиной 3-4 см, а автобан – до 30 см. Во многом это также зависит от качества смеси. Песчаной требуется больше, чем щебневой.

Если нужно покрытие высокой плотности, требуется больше слоев. Каждый из них плотно утрамбовывается, для улучшения адгезии задействуется жидкий битум, армируется геосеткой.

Основная информация

Асфальтобетонная смесь отличается по составу и параметрам, поэтому классификация очень разнообразная. Характеристики и условия применения зависят от типа наполнителя: гравий и щебенка подходят для автобанов и высоких транспортных нагрузок, а песок – для тротуаров.

В зависимости от метода разжижения битума определяется температура и технология укладки. Пористые смеси используют для нижнего слоя, а мелкозернистые с высокой плотностью – для верхнего слоя. Тип смеси зависит от количества наполнителя, а марка – от совокупности разных характеристик бетона. Поэтому в выборе подходящих материалов и смеси необходима помощь специалистов. «Альфа-Асфальтирование» - это компания, которая долгий срок осуществляет укладку автомобильных дорог. Для выполнения качественной работы представители компании приезжают на место, оценивают и помогают подобрать материалы.
 

Осуществляем доставку бетонной смеси в следующие районы:

Алексинский Заокский Дубенский Ясногорский Пущино Серпухов Подольск Тула